Нередко человек, видящий красивую картинку на мониторе и распечатанную на принтере, задаётся вопросом: как возникает разница в отображении цвета? Это следствие нескольких причин. Одна из самых основных — восприятие глазами света излучаемого и отражённого, вторая - отличия цветовых моделей RGB и CMYK.
Слева - картинка на мониторе, справа - напечатанное изображение
Разница в восприятии человеческим глазом света отражённого и излучаемого
Мониторы – аналоговые и ЖК – излучают свет. Вещи, которые окружают людей – ваза, стоящая на столе, покрашенные стены и потолки, цветные карандаши, принты на одежде - свет отражают. Не думайте, что краски и пигменты, окружающие человека становятся источниками света. Это совсем не так – они просто отражают попадающий на них свет, являясь отражением определённого спектра, а остальные цвета поглощают.
Разрешение монитора компьютера варьируется от 72–96 пикселей (точек) на дюйм. БОльшую плотность точек человеческий глаз уловить неспособен. В изображении, печатающемся, скажем, на фотопаззлах, плотность точек на дюйм гораздо больше, чем на мониторах компьютера (от 150 точек). А мелкие пиксели, которые мы рассматриваем в изображении на экране, гораздо крупней, чем в отпечатанном на поверхности изображении. Человеческие глаза воспринимают по-разному изображение, увиденное в компьютере и напечатанное.
Вы наверняка делали ремонт и красили стены в квартире. Вспомните, как подбирали краску? Скорее всего, с помощью раскладки RAL или просто прикладывали образцы нужного цвета, прикидывая, как будет выглядеть оттенок на поверхности. На небольшом кусочке материала получается абсолютно иное восприятие, чем когда краской или обоями покрыта большая площадь. Мы часто сталкиваемся с тем, что результат отличается от ожиданий, ведь краска имеет более насыщенный и яркий цвет, чем на маленьком пробнике.
Слева - RGB, справа - CMYK
Различия цветовой гаммы СМУК и RGB
Фотоаппараты, экраны компьютеров, телевизоры воспроизводят полученную информацию совсем не теми способами, которые используются при переносе принтером изображения на какую-либо поверхность. Для камер и мониторов характерна цветовая модель RGB, состоящая из трёх основных цветов спектра. В ней R (рэд) – ярко-красный, G (грин) – ярко-зелёный, B (блю) – ярко-синий цвет. При смешении трёх цветов в разных пропорциях легко получаются все знакомые цвета и оттенки. По закону спектра при смешении всех цветов будет стандартный белый цвет, а сам белый тон легко расщепить на спектр. Чёрный цвет в цифровой модели характеризуется полным отсутствием света, он просто является тенью. Самое интересное: мониторы могут отображать настолько яркие сочные оттенки, какие человеческий глаз не встретит в жизни и природе.
Если рассмотреть печатное оборудование, то для такой техники характерна цветовая модель СМУК. В её основе лежит четыре основных цвета: С (циан) – насыщенно-голубой, М (маджента) – пурпурный, Y (еллоу) – жёлтый, К (контур) – чёрный цвет.
При печати принтером этих четырёх красок более плотное нанесение точек одного оттенка даёт на выходе чернила этого цвета. А чем меньше используемая плотность точек при нанесении на поверхность буклета или визитки, тем бледней получившаяся печать и ближе по тону к цвету бумаги. При смешивании четырёх цветов в разных пропорциях принтер получает остальные краски спектра. Отличие СМУК от RGB: сумма всех четырёх цветов даёт на выходе глубокий чёрный цвет, а при отсутствии их мы просто получаем цвет бумаги.
Для получения тёмных оттенков задействованы сразу четыре основных цвета. Для получения синего неба на картинке принтер смешивает точки голубой краски и пурпурной. Тёмно-синий цвет на печати распознаётся глазом, как фиолетовый оттенок. А на мониторе картинка с изображением неба будет ярко-синей, из-за светящегося синего blue.
«Пограничные» оттенки на печати и на экране компьютера тоже будут отличаться, например, мы будем видеть на мониторе сиреневый, на печати глаз увидит фиолетовую гамму. Насыщенный оттенок морской волны при печати превратится в зелёный.
Слева - RGB, справа - CMYK
Отличие в цветовых профилях
Что такое цветовой профиль? Настройки, определяющие смешение основных цветов и визуальное воспроизведение на мониторе. Для каждого гаджета цветовой профиль может быть разным. Зачастую, это зависит от выбора его производителем техники. Вы наблюдали такое в любом магазине технике - сотрудники ставят рядом несколько мониторов или телевизоров, чтобы покупатели могли сравнить изображение.
Если мы поближе рассмотрим хранящийся на фотоаппарате снимок, то гаджет «разобьёт» его на множество квадратиков, которые имеют цвет из оттенков модели RGB (красный, зелёный или синий). Что касается печатного оборудования, то в каждом из них тоже свой цветовой профиль, который определяет перевод цифрового изображения из модели RGB (три основных цвета) в СМУК (четыре цвета), который воспроизводится на печати.
Разные профили цвета, особенности воспроизведения цветов и оттенков при печати и на мониторе, несовпадение желаемого результата с действительным, как от этого уберечься? Нужно отдать должное производителям техники, что при переводе из цифрового изображения RGB в СМУК, мы получим картинку с похожими цветами, но небольшими искажениями оттенков.
Что делать, когда оттенок должен быть точным, и как добиться стопроцентного результата? К сожалению, ни одно печатное оборудование не в состоянии на 100% гарантировать филигранного попадания в нужный оттенок. Если цвет очень важен, то лучшим компромиссом будет заказ цветопробы, особенно если вам предстоит печатать изображение с «пограничными» цветами, например, сиреневый и фиолетовый, бежево-коричневый и песочный. Если цветопроба не устроит, то гораздо проще подкорректировать файл, чем получить на выходе кружки с фото, которые потом придётся переделывать.
Слева - RGB, справа - CMYK